пятница, 15 декабря 2017 г.

А. В. Сюбаева (г. Чериков, Беларусь)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWER POINT КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БЕЛОРУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

   Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими белорусским языком и литературой. У учащихся падает интерес к этим предметам и, как следствие, идет снижение грамотности, неумение правильно, логично, четко выразить свою мысль. Несомненно, это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы.
Рассматривая ИКТ в образовании через призму концепции «мира без границ», ЮНЕСКО убеждена, что для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на самые современные технологии. Организация признают огромный потенциал ИКТ для повышения качества образования и обеспечения его доступности [2, с. 9].
В связи с этим интересен опыт некоторых стран по использованию ИКТ. Финляндия сегодня — один из лидеров в сфере электронного образования, где учебный процесс выстроен по принципу кросс-предметного преподавания. Этот принцип предполагает движение от теоретических знаний к навыкам. В другой европейской стране — Эстонии — была разработана учебная программа  «Прыжок тигра», в соответствии с которой школьники с 1-го по 12-й класс обязаны посещать уроки программирования. Внедрение IT-программы  связано с тем, что дети в раннем возрасте берут в руки сложные гаджеты и нуждаются в дополнительных навыках.
Современные образовательные технологии используются для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. Они дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов.
Следует отметить, что использование компьютерных программ в процессе обучения позволяет устранить негативное отношение к учебе, пассивность учащихся, связанную с непониманием изученного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию ученика, предоставляет ему возможность попробовать свои силы, ставит перед ним интересную задачу и дает оценку решению без негативной оценки педагога.
Однако, несмотря на большое количество разнообразных программ, они не всегда могут полностью удовлетворить учителя, главным образом, из-за фиксированного содержания готовых учебных программ, не всегда соответствующих содержанию именно того курса, который дает учитель. Поэтому со временем у учителя возникает потребность в многофункциональном средстве, способном аккумулировать необходимые учебные материалы, представлять их в удобной для преподавателя форме (учебного урока, его фрагмента, отдельного контрольного упражнения, теста и тому подобное), и в то же время позволяющем легко редактировать учебный материал и изменять его структуру. Наиболее подходящим для этих целей средством считаются программы создания презентаций (PowerPoint, PowToon, VideoScribe).
Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.
Презентация дает возможность учителю на уроках белорусского языка и литературы проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учебе.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Для плана конкретного урока c использованием PowerPoint составляется временная структура урока, отбираются наиболее эффективные средства, рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваются по времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм.
Возможности PowerPoint на уроках языка и литературы можно использовать на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
На этапе изучения нового материала необходимо координировать, направлять, и даже организовывать учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.
Использование PowerPoint позволяет значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы произведений искусства, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Положительно влияет на результативность проведения уроков белорусского языка и литературы использование ИКТ вместе с элементами проблемного обучения, элементами развивающегося обучения. Это позволяет организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. Данное направление реализуется педагогами через проведение уроков-презентаций, творческих мастерских, уроков-сюрпризов.

Использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации к учению и развития творческих способностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий