пятница, 15 декабря 2017 г.

А. В. Сюбаева (г. Чериков, Беларусь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRАTCH НА УРОКАХ ИСКУССТВА

  Логика развития современного образования в обществе предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Важное значение приобретает организация использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Использование ЭОР способствует повышению мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников [1].
Следует отметить, что использование компьютерных программ в процессе обучения позволяет устранить негативное отношение к учебе, пассивность учащихся, связанную с непониманием изученного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию ученика, предоставляет ему возможность попробовать свои силы, ставит перед ним интересную задачу и дает оценку решению без негативной оценки педагога.
Рассматривая ИКТ в образовании через призму концепции «мира без границ», ЮНЕСКО убеждена, что для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на самые современные технологии. Организация признают огромный потенциал ИКТ для повышения качества образования и обеспечения его доступности [2, с. 9].
В нашей стране в настоящее время для педагогов разработаны многочисленные программы, которые помогают выстроить образовательный процесс более лаконично и наглядно. Несомненно, стоит обратить внимание на использование ИКТ в преподавании предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Процесс обучения искусству может быть более эффективным, если при объяснении определенных тем, закреплении изученного будет использован компьютер, так как это будет способствовать оптимизации деятельности учителя. Презентацию PowerPoint можно считать главным инструментом визуальной поддержки на уроках. PowToon, VideoScribe позволяет выбрать цвет и текстуру фона, шрифт и вариант изображения руки, которая держит карандаш или кисть. Однако эти мультимедийные продукты не могут в полной мере реализовать образовательные задачи урока искусства. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся. Все это в полной мере позволяет реализовать в практике преподавания искусства среда программирования Scratch, которая является в некотором смысле образовательным инструментом нового поколения. Простота освоения сочетается в программе с огромным потенциалом. Данную среду можно рассматривать как инструмент для творчества, оставив программирование на втором плане. Дети могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой и звуком. В этой среде легко создавать анимированные открытки, презентации, игры, мультфильмы. Важно и то, что ребенок может поделиться результатами своего творчества с друзьями или другими пользователями: кнопка для размещения созданного проекта в Сети находится непосредственно в главном меню программы.
Когда ученики создают проекты в Scratch, они осваивают множество навыков ХХІ века, которые будут необходимы для успеха: творческое мышление, ясное общение, системный анализ, беглое использование технологий, эффективное взаимодействие, проектирование, постоянное обучение.
Работа с использованием Scratch необычайно интересна. Она приводит к целому ряду положительных моментов:
·                   делает урок эмоционально окрашеным;
·                   психологически облегчает процесс усвоения;
·                   возбуждает живой интерес к предмету познания;
·                   расширяет общий кругозор учащихся.
Использование Scratch позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Среда программирования дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Для плана конкретного урока c использованием Scratch составляется временная структура урока, отбираются наиболее эффективные средства, рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваются по времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм.
Возможности Scratch на уроках искусства можно использовать на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
На этапе изучения нового материала необходимо координировать, направлять, и даже организовывать учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.
Использование Scratch позволяет значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы произведений искусства, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
На своих уроках я использую иллюстрированные викторины (“Звездный час”, “Аукцион”, “Что? Где? Когда?”). Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Викторины можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить знания и умения школьников
Использование Scratch дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Результатами своей работы учащиеся делятся на уроках и в сети Интернет.
Положительно влияет на результативность проведения уроков искусства использование ИКТ вместе с элементами проблемного обучения, элементами развивающегося обучения. Это позволяет организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. Данное направление реализуется педагогами через проведение уроков-презентаций, творческих мастерских, уроков-сюрпризов, уроков-выставок.

Список использованных источников
1.     Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году». – Минск, 2016. – 17 с.
2.     Информационные и коммуникационные технологии в образовании:
монография / под. редакцией Бадарча Дендева. – Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.

































Комментариев нет:

Отправить комментарий